Собеседник,
30 июля 2019 г.
Почему россияне страхуются реже, чем американцы и европейцы 2339 просмотров
Наталья Белова, директор по маркет-менеджменту, член правления СК «Росгосстрах Жизнь» — о барьерах для страховщиков на отечественном рынке и отличиях российской индустрии от западной:
— Рынок страхования в России показывает рост: за 2018 год его совокупный объем, по данным «Эксперт РА», увеличился на 15,7%. Основным драйвером несколько лет подряд был сегмент страхования жизни, который вырос, соответственно, на 36,5%.
Но несмотря на относительно неплохие темпы, в целом отрасль можно считать развивающейся по сравнению со зрелыми западными рынками. В европейских странах-лидерах у одного человека может быть два-три различных полиса. Во многих государствах Европы 90% граждан страхуются всей семьей. В России же чаще всего ограничиваются только покупкой полиса обязательного вида страхования, например ОСАГО.
Слабый по сравнению с Западом уровень проникновения страховых услуг в России обусловлен большим количеством разнообразных барьеров и ментальных «но». Эти стоп-факторы носят экономический и политический характер, а также связаны с культурными особенностями страны.
Менталитет и социальные барьеры
В отличие от наших соотечественников, жители западных стран реже надеются на правительство в вопросах здравоохранения, образования или пенсионных отчислений. Многие государства предоставляют бесплатные услуги в этих направлениях, но граждане в массе своей от них не зависят.
Как правило, жителей стран запада объединяет ответственный подход к планированию своего жизненного пути, которое обязательно включает в себя вопросы страхования. Полис незаменим: он может покрывать визиты к врачам, покупку лекарств и лечение в хороших клиниках, является источником дохода в случае потери трудоспособности и даже помогает в бытовых неурядицах. Например, если человек придет в гости и сядет на чужие очки — его ответственность застрахована.
Россияне, в свою очередь, больше склонны к патернализму, чему немало способствовало советское прошлое. В ходе соцопроса, проведенного исследовательским агентством НАФИ, 70% соотечественников выразили уверенность, что формированием пенсии и накоплений на достойную старость граждан должно заниматься государство. 78% собираются жить на пенсию, какой бы она ни была. При этом только 8% уверены, что этой суммы хватит на основные нужды.
Такие ментальные установки отчасти ответственны за то, что потенциал пенсионного страхования в стране не реализован. Россияне, согласно опросу НАФИ, считают, что планированием пенсии если и нужно заниматься, то лишь после 45 лет.
Между тем пенсионное страхование на Западе — один из наиболее популярных и востребованных инструментов. Ни для кого не секрет, что многие пенсионеры в США и Европе могут себе позволить много путешествовать и вести активный образ жизни. О пожилом поколении в России сказать то же самое трудно. Не способствует развитию сегмента пенсионного страхования жизни и тот факт, что страховым компаниям не отведено место в пенсионной системе РФ, в отличие от ситуации в западных странах.
Низкая покупательская способность
Уровень доходов населения, конечно, тоже сильно влияет на развитие отрасли. Несмотря на то, что страховой полис — инструмент, который может обеспечить лучшее будущее или финансовую «подушку безопасности» , соотечественники предпочитают тратить деньги исключительно на текущие проблемы и потребление. Повышение уровня доходов напрямую связано с распределением средств на extra-нужды — то, чем и остается пока страхование в нашей стране.
В США страхование входит в постоянную структуру расходов и составляет почти 13% от общего бюджета среднестатистической семьи. По России этот показатель, согласно отчету Федеральной службы статистики за 2018 год, приближен по значению к 1%.
Покупательская способность населения измеряется в том числе средним потребительским чеком. За последние два года этот показатель в России незначительно вырос, но в сравнении с Западом его можно назвать более чем скромным. Так, в 2018 году средний чек по стране оставался в пределах 550 рублей (8,7 доллара). Тогда как рядовой американец оставляет только в продуктовых магазинах 50 долларов за раз, а при посещении торгового центра — от 25 до 150 долларов.
Кроме того, структура сбережений в России и на Западе заметно отличается. У нас более 90% денег люди хранят в наличных или на банковских депозитах. Низкие ставки по депозитам за рубежом подталкивают к поиску альтернативных способов получения инвестиционного дохода, соответственно, инструменты накоплений там гораздо более диверсифицированы. Например, в странах ОЭСР около 30% сбережений сосредоточено в акциях, облигациях и ПИФах, 15% в НПФах, около 10% — в страховании жизни.
Государственное регулирование
В вопросах пенсионного обеспечения наши граждане постоянно сталкиваются с тем, что правила игры меняются. Эта нестабильность вызывает недоверие к финансовой системе: соотечественники не хотят инвестировать в непредсказуемых условиях. Почти 80% респондентов в ходе опроса НАФИ заявили, что в России из-за череды пенсионных реформ в этом нет никакого смысла.
Регулирование накладывает некоторые ограничения и на другие сферы. В условиях глобальной цифровизации игроки рынка обязаны идти в ногу со временем. Однако сегмент электронного страхования в России развивается крайне медленно. По данным агентства «Эксперт РА», объем сегмента электронного страхования без учета ОСАГО не превышает 1% в премиях. Медленные темпы связаны не только с недостаточной технической подготовкой и оснащенностью самих компаний, но и с регуляторной политикой. Например, в стране действует законодательный запрет на продажу страховых полисов интернет-посредниками. Ситуация улучшится, если эта норма будет отменена.
Положительное влияние на рынок, согласно прогнозам, окажет образование финансовых маркетплейсов, а также переход страхования в режим e-commerce. Последнее уже становится реальностью. Так, три четверти игроков рынка уже начали продавать некоторые страховые продукты на сайтах. Учитывая ожидаемые изменения, объем премий в электронном страховании без учета ОСАГО по итогам 2019 года может вырасти до 19–20 млрд рублей.
Способствовать распространению страховых услуг, в частности, накопительного страхования жизни, помогут налоговые льготы — возможность по полису сроком от пяти лет получить вычет 13% ежегодно от суммы в 120 тысяч рублей. Однако эта льгота решающей пока не является. Во-первых, она появилась сравнительно недавно и ещё не все о ней знают, во-вторых, «компенсируемый» лимит в 120 тысяч страхование жизни делит с другими социальными расходами россиян (на медицину, образование и так далее).
В качестве заключения стоит отметить, что уровень проникновения страховых услуг в России постепенно растет. Этому способствует диверсификация предложения. Многие игроки фокусируются на дополнительных услугах. Например, в полисы накопительного страхования жизни все чаще стали включать сервисы налогового консультанта, чтобы помогать клиентам получать налоговый вычет, или образовательного консьержа, чтобы оперативно решать любые возникающие вопросы в сфере обучения и развития детей. Кроме того, активно распространяются встраиваемые в ДМС и страхование жизни медицинские сервисы, такие как телемедицина, чек-апы, второе медицинское мнение. Взаимодействие людей со страховыми компаниями больше не ограничивается лишь получением выплаты в случае непредвиденной ситуации — страховщики все больше примеряют на себя роль постоянного помощника в решении самых разных бытовых вопросов клиентов.
Конечно, не один год отделяет уровень развития российского страхового рынка от западных реалий. Ускорить темпы роста способны многие факторы: и повышение уровня финансовой грамотности как взрослых, так и детей, и внедрение цифровых технологий, и дальнейшая диверсификация услуг, и мощный awareness-маркетинг, направленный на изменение общественного мнения.
Наталья БЕЛОВА, директор по маркет-менеджменту, член правления СК «Росгосстрах Жизнь»
Вся пресса за 30 июля 2019 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Тенденции, Страхование жизни
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
7 марта 2025 г.

|
|
Report.Az, Баку, 7 марта 2025 г.
Азербайджан и Венгрия обсудили перспективы сотрудничества в сфере страхования

|
|
ТАСС, 7 марта 2025 г.
ЦБ выделил четыре региона РФ с высокими рисками мошенничества в сфере ОСАГО

|
|
360.ru, 7 марта 2025 г.
Совладелец страхового брокера Озеров: перед внедрением ОСАГО для электросамокатов нужно урегулировать ПДД

|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 марта 2025 г.
Ключевой игрок рынка киберстрахования не планирует исключать риски ИИ из покрытия

|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 7 марта 2025 г.
Аграриям Чувашии компенсируют 4,2 млн рублей за страхование сельхозживотных

|
|
НИА Красноярск, 7 марта 2025 г.
В 2024 году 3,8 тыс. жителей Красноярска получили выплаты по страховым случаям

|
|
РИА Новости, 7 марта 2025 г.
Число договоров по страхованию отсрочки платежа для МСП выросло вдвое

|
|
Total.kz (Тотал Казахстан, ИА), Алматы, 7 марта 2025 г.
Более 37 тысяч казахстанцев получили выплаты по страхованию жизни

|
|
Коммерсантъ-Кубань, 7 марта 2025 г.
Объем страхового рынка Кубани за 9 месяцев 2024 года превысил 50 млрд рублей

|
|
Финмаркет, 7 марта 2025 г.
Проценты по вкладу теперь можно застраховать

|
|
Тренд, Баку, 7 марта 2025 г.
Будут произведены страховые выплаты в связи с ущербом в результате снежной погоды в Баку

|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 7 марта 2025 г.
Мэр Новокузнецка призвал жителей страховать дома от паводка

|
|
Тамбовская жизнь, 7 марта 2025 г.
Повреждение моста в Воронеже обошлось автостраховщикам в 40 тысяч рублей

|
|
Российская газета, 7 марта 2025 г.
Лишние галочки

|
|
Российская газета, 7 марта 2025 г.
В банке теперь можно застраховать проценты по вкладам. Что это значит для клиента?

|
6 марта 2025 г.

|
|
Финмаркет, 6 марта 2025 г.
Назван самый дорогой страховой бренд в мире

|
|
Правда ПФО, Нижний Новгород, Чебоксары, Уфа, 6 марта 2025 г.
В Башкирии хотят узаконить статус аварийных комиссаров

|
 Остальные материалы за 6 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|